Содержание статьи
Занятие собственным делом всегда актуально. Свой бизнес принесет независимость и прибыль, позволит реализовать любые идеи. Для того чтобы понять как это осуществить необходим бизнес-план.
Бизнес-план. Что это
По сути, это идеи предпринимателя, которые обрели свою первоначальную форму в словах цифрах. Бизнес-план это стратегия того, что будет делать бизнесмен и пошаговая инструкция исполнения мечты. Составление бизнес-плана поможет реально оценить возможности, рассмотреть конкуренцию, построить алгоритм своих действий. Многие предприниматели считают, что бизнес-план нужен только для банка, инвестора или спонсора. Но это не совсем так. В первую очередь такой план нужен самому бизнесмену для понимания ценности и путей развития своего дела. В голове, где картинка готового бизнеса уже сложилась, отсутствуют детали и мелочи. Их легко упустить и это может негативно сказаться на деле. Бизнес-план поможет учесть все необходимые нюансы и, при необходимости доработать их.
Интересно! Как и о чем писать в своем блоге: несколько полезных советов
Советы по составлению бизнес-плана
Прежде, чем приступить к написанию бизнес-плана надо определиться с основными направлениями собственного дела, проанализировать двусторонний рынок, изучить конкурентов. Необходимо знать целевую аудиторию потребителя данных товаров или услуг. Имея конкретные сведения по этим пунктам, предпринимателю нетрудно будет самостоятельно составить бизнес-план.
Особенности бизнеса
В составление бизнес-плана необходимо учитывать особенности бизнеса. Например, если это услуги по клинингу, то нужно проанализировать инфраструктуру местности и нужды потребителя. Открывать клининговую компанию в сельской местности или провинциальном регионе нет смысла, потребность в таких услугах будет низкой или вовсе отсутствовать.
Если это гостиничный бизнес, то также необходимо учитывать местность и потребности.
Бизнес, связанный с продовольственными товарами актуален везде. Но здесь необходимо исследовать конкретный район на наличие торговых точек с похожей направленностью. Также необходимо понимать степень популярности того или иного бизнеса. С одной стороны, размещение нескольких точек с одинаковым направлением рядом друг с другом, это возможность выбора потребителя. С другой стороны, важно не перегружать один участок слишком большим количеством предложений, которые могут значительно превысить спрос. Учитывайте степень востребованности и количество того, что уже есть. Изучите цены на товары и услуги, внимательно проанализируйте и степень затрат. Насколько выгодно будет покупать товар, материалы и комплектующие в одном месте и реализовать их там, где планируется вести бизнес.
Отдельно стоит отметить бизнес-план для социального контракта. Это тот случай, когда государство предоставляет предпринимателю полностью или частично, средства для бизнеса. Здесь необходимо учитывать не только выгоду частного лица, но и приоритеты социальных структур.
Интересно! Лучший способ заработать на криптовалюте сегодня
Краткость бизнес-плана
На самом деле, кратким этот документ назвать нельзя. Он составляется из нескольких разделов, содержит подразделы и множество пунктов. Но содержание их, само по себе должно быть кратким и конкретным. Не нужно включать в бизнес-план свои предположения, размышления или «примерный анализ». В самом первом разделе и самому бизнесмену и тому, кто будет читать бизнес-план должно быть понятно, какая компания, чем будет заниматься и какую прибыль она принесет. Но это и не значит, что весь документ будет состоять из одного предложения «вкладываем 100$ и получаем 1000$». Посмотрите пошаговую инструкцию и примеры как правильно написать бизнес-план.
Как оформить бизнес-план
Набросайте на листке или в заметках на ПК краткую информацию о бизнесе, ценах, конкурентах, ЦА и т.д. В новом документе создайте разделы в виде заголовков, начиная с первого «О компании». Заполняйте разделы имеющейся информацией, при необходимости дополняйте ее новыми сведениями. Считается, что резюме и описание компании пишут в последнюю очередь. На самом деле, это лишь рекомендации и каждый предприниматель составляет бизнес-план так, как ему удобно. В готовом виде разделы будут читаться в логичной последовательности. Ниже показан пример правильного содержания документа.
Содержание бизнес-плана
Основные положения
В этом разделе указываются все официальные сведения о компании, согласно законодательству страны, на территории которой зарегистрирован бизнес.
- Название;
- Номер ИНН/ОГРН;
- Дата регистрации;
- Юридический адрес;
- Форма налогообложения;
- Размер уставного капитала;
- Данные о владельцах и руководителях бизнеса.
Описание компании
Здесь описываются виды деятельности фирмы, ее направления.
- Финансовое положение компании (какие средства есть, какие необходимы);
- Характеристики сотрудников (уровень профессионализма, обладание информацией и т.д.);
- Описание производственных помещений, их оснащение всем необходимым (новые технологии, качественное оборудование и т.д.);
- Описание инфраструктуры (выгодное расположение места, удобная развязка дорог, наличие рядом конкурентов и т.д.).
Анализ рынка
Этот раздел содержит информацию об отрасли бизнеса в целом и о ней же в регионе регистрации компании. Для исследования бизнеса по региону возьмите несколько компаний с таким же видом деятельности и изучите их историю.
- История бизнеса данной направленности (возникновение, рост и развитие, факторы влияющие на это);
- Анализ поставщиков и потребителей (по стране и в конкретном регионе);
- Краткая информация о конкурентах и лидерах в этом направлении (описание в целом и результаты исследований ближайших конкурентов в данной местности);
- Тенденции роста и развития (возьмите период за прошедшие 2-3 года);
- Стратегии маркетинга для конкретной направленности (какие применяю конкуренты и какие будут применяться вами);
- Целевая аудитория (как привлечь и прогноз ее роста).
Товары и услуги
Этот раздел-сердце вашего бизнеса. Он должен быть максимально подробным и привлекательным.
- Описание товара и/или услуги;
- Особенности вашего продукта (удобство и выгода доя потребителя);
- Путь продукта от производителя/продавца до клиента (удобство расположения, прямая логистика, возможности дистанционных продаж и т.д.);
- Планируемый доход от реализации продукта (расчет себестоимости, реальная цена на рынке, цена за которую вы намерены продукт продавать);
- Описание инфраструктуры (почему именно «здесь», какая от этого выгода);
- Сравнение вашего товара/ услуги с конкурентами (необходимо указать преимущество вашего);
Операционное управление
В этом разделе будут данные о том, что необходимо для выхода продукта на рынок.
- Условия производства, транспортировки и хранения (затраты на оборудование, логистику);
- Контрагенты и поставщики (наиболее выгодные контракты, краткий план на случай их замены);
- Сотрудники (квалификация, зарплата);
- Объем производства (прогноз с учетом конкуренции);
- Себестоимость продукта (исходя из всех вышеперечисленных факторов).
Можно добавить схему, содержащую данные об организационном устройстве компании. В ней укажите количество сотрудников, должностную иерархию, перспективы профессионального роста и возможности расширения штата. Обозначьте затраты на каждого сотрудника (зарплата, премии и т.д.) как в текущем времени, так и в перспективе. Анализ соотношения роста затрат и прибыли (объема производства).
План маркетинга и сбыта
Этот раздел бизнес-плана посвящен рекламе и наиболее легким и быстрым путям сбыта продукта.
- Описание ЦА (потребитель, его возраст, принадлежность к той или иной прослойке общества, уровень платежеспособности);
- Стратегия привлечения данной ЦА и возможность ее расширения (какие рекламные сегменты будут использоваться);
- Конкурентная способность продукта (почему он лучше, чем у других и как вы это покажете ЦА);
- Описание стратегии ценообразования для привлечения клиентов (скидки, акции и пр.);
- Статья расходов на маркетинг и рекламу.
Финансовый план
Этот раздел плана дает понимание жизнеспособности бизнеса. Наиболее важное место в правильном бизнес-плане, как для инвестора, так и для предпринимателя.
- Источники финансирования бизнеса (собственные средства, кредит, средства инвестора, полностью или частично);
- Количество продаж и расписание платежей (оплата кредитов, аренды, выплаты за реализацию и т.д.);
- Косвенные и прямые затраты (учитывайте расход средств, времени и амортизацию машин, станков и пр.);
- Потери (например: порча продуктов питания, воровство, поломка оборудования и т.д.);
- Пути предотвращение потерь (уменьшение количества закупок, компенсации, стратегический план по замене и пр.);
- График денежных потоков исходящих (помесячно предстоящие затраты на все, вложите косвенные расходы и потери, зарплату сотрудникам и пр.);
- Входящих (деньги от реализации продукта.);
- Чистая прибыль, рентабельность (средства, оставшиеся от продаж после покрытия всех расходов.)
В этот раздел можно включить информацию о возможных рисках для бизнеса и описание путей их устранения.
Последним разделом бизнес-плана сделайте «Содержание». Этот раздел поможет легче ориентироваться в документе и быстро найти необходимую информацию.
Бизнес-план должен быть конкретным и информативным. Используйте цифры, больше исследований и анализа. Не стесняйтесь преподнести свой продукт в выгодном свете, но давайте ему трезвую оценку. Имейте в виду, как бы радужно не выглядел раздел «Финансовый план», скорее всего первое время предпринимателю придется поработать без прибыли. Но, если подойти к анализу рынка, потенциалу и возможностям бизнес-идей честно, то результаты могут превзойти ожидания.